- Сабантуй - это праздник для внутреннего туриста. Он живет бок-о бок с этой экзотикой и хочет вкусить все прелести замечательного башкирского праздника! И да - он ТУРИСТ! Ради сабантуя он приехал из Оренбурга, Челябинска, Екатеринбурга, Казани или Ижевска - чтобы здесь, у нас, побывать на настоящем башкирском сабантуе!
О возможностях реанимировать сабантуй, выработанных в ходе полевых исследований в дни народных празднеств участникам форума рассказал руководитель Центра социокультурного анализа АН РБ кандидат исторических наук Юлдаш Юсупов.
— Сама суть сабантуя как народного праздника во второй половине XX века постепенно преобразовывалась в официальное торжественное мероприятие, — отмечает ученый. — Этому способствовала и советская идеология чествования простого труженика, когда патерналистское “большое государство” поощряло отличившихся трактористов, доярок, агрономов и в лице партийных и хозяйственных руководителей отчитывалось об успехах. Это была часть механизма пропаганды – “национальное по сути, пролетарское по содержанию”. Такая традиция продолжается и по сию пору: формальные, утвержденные годами мероприятия, дежурные концерты и такие же награждения и отчеты.
В плане туристической привлекательности, создания событийного туризма этот формат не может работать не то что эффективно, но и в принципе неприменим.
Теряется самобытность, местечковая экзотика, особая атмосфера сабантуя как действительно народного праздника заменяется на формальные мероприятия. Достаточно сказать, что порой развернутые юрты начинают сворачиваться после дежурного обхода руководителей района и официальных гостей, а местные блюда, придающие экзотичность меню, заменяются дежурными колбасами и бутербродами.
Чтобы вернуть событийную привлекательность, а вместе с тем увеличить туристическую популярность башкирского сабантуя предстоит, во-первых, понять смысл этого праздника, а также пересмотреть формат проведения этих мероприятий, находя (или вспоминая) его народность.
Первое - и самое важное - это понять целевую аудиторию. Если ориентир идет на туриста, скорее всего на внутреннего туриста - на своего же жителя, желающего окунуться в атмосферу сельского праздника - нужно меняться. И здесь сабантуй конкурирует с Булгаром и Оренбургским Караван-сараем. Поехать ли в тур, выехать ли на пикник, или же пойти на сабантуй?
В ходе полевых исследований и работы над стратегиями муниципалитетов ученые ИСИ АН РБ обратили внимание на возможности изменения нынешнего формата праздника.
– Новые форматы работы с гостями-клиентами мероприятия: PR, система скидок, флаеры, гостевые браслеты, сетевой интерактив (напр. Интернет-голосование - пусть народ сам решает что им нужно на этом сабантуе) и пр.
– Каждый Сабантуй это гастрофестиваль/конкурс (возможно между подворьями) по приготовлению и подаче традиционной кухни (в том числе, этнобара с традиционными напитками: кумыз, айран, бал, кумушка и др.).
– Новый формат подворий представляющие собой не столько визуальный объект особенно для рядовых посетителей, а интерактивный, кинестетический объект в качестве этнографических экспонатов и игр. Например, возможность пострелять из лука, соткать ковер, погладить теленка, отчеканить монету и т.д.
— Самое больное место нынешних сабантуев - ты ходишь по жаре с семьей, проходишь мимо красоты юрт и подворий, но не можешь зайти и "зависнуть" там на часа 1,5- 2. И тем более тебя там не будут кормить, если не знакомый председателя.
Они не кормят, даже если ты готов за это платить. Суть предлагаемых изменений в том, что каждая юрта и подворье должны стать пунктом общепита и детской площадкой.
Вы пришли семьей, вы - в юрте или рядом под навесом, кушать настоящую деревенскую еду за умеренную цену, дети - трогать и прыгать по кинестетике.
Сегодня получается странная ситуация: каждый сельсовет бросает все силы, чтобы накрыть у себя стол, который потом по-большому счету портится. А все посетители платят деньги за шашлыки непонятных производителей, поедая все это на пластиковых столах, на корточках или на ходу.
Фото: Яндекс.Дзен