Бөтә яңылыҡтар
Иҡтисад
15 Декабрь 2019, 17:35

Түрәтуймы, әллә халыҡ өсөн һабантуймы?

Ошо көндәрҙә баш ҡаланың "Торатау" Конгресс-холында этнотуризм буйынса Беренсе халыҡ-ара форум үтә. Уның "Этноваҡиғалар. Нисек итеп Рәсәй төбәктәрендә этнотуризмды үҫтереүгә шарттар тыуҙырырға" секцияһында һабантуйҙы ваҡиға туризмы объекты үтеү буйынса әңгәмә ҡоролдо. Ошоға бағышлап, Ғәзиз Йосопов үҙенең "Яндекс.Дзен" каналында мәҡәлә ҡуйған. Түбәндә таныштырабыҙ:

- Сабантуй - это праздник для внутреннего туриста. Он живет бок-о бок с этой экзотикой и хочет вкусить все прелести замечательного башкирского праздника! И да - он ТУРИСТ! Ради сабантуя он приехал из Оренбурга, Челябинска, Екатеринбурга, Казани или Ижевска - чтобы здесь, у нас, побывать на настоящем башкирском сабантуе!

О возможностях реанимировать сабантуй, выработанных в ходе полевых исследований в дни народных празднеств участникам форума рассказал руководитель Центра социокультурного анализа АН РБ кандидат исторических наук Юлдаш Юсупов.

— Сама суть сабантуя как народного праздника во второй половине XX века постепенно преобразовывалась в официальное торжественное мероприятие, — отмечает ученый. — Этому способствовала и советская идеология чествования простого труженика, когда патерналистское “большое государство” поощряло отличившихся трактористов, доярок, агрономов и в лице партийных и хозяйственных руководителей отчитывалось об успехах. Это была часть механизма пропаганды – “национальное по сути, пролетарское по содержанию”. Такая традиция продолжается и по сию пору: формальные, утвержденные годами мероприятия, дежурные концерты и такие же награждения и отчеты.

В плане туристической привлекательности, создания событийного туризма этот формат не может работать не то что эффективно, но и в принципе неприменим.

Теряется самобытность, местечковая экзотика, особая атмосфера сабантуя как действительно народного праздника заменяется на формальные мероприятия. Достаточно сказать, что порой развернутые юрты начинают сворачиваться после дежурного обхода руководителей района и официальных гостей, а местные блюда, придающие экзотичность меню, заменяются дежурными колбасами и бутербродами.

Чтобы вернуть событийную привлекательность, а вместе с тем увеличить туристическую популярность башкирского сабантуя предстоит, во-первых, понять смысл этого праздника, а также пересмотреть формат проведения этих мероприятий, находя (или вспоминая) его народность.

Первое - и самое важное - это понять целевую аудиторию. Если ориентир идет на туриста, скорее всего на внутреннего туриста - на своего же жителя, желающего окунуться в атмосферу сельского праздника - нужно меняться. И здесь сабантуй конкурирует с Булгаром и Оренбургским Караван-сараем. Поехать ли в тур, выехать ли на пикник, или же пойти на сабантуй?

В ходе полевых исследований и работы над стратегиями муниципалитетов ученые ИСИ АН РБ обратили внимание на возможности изменения нынешнего формата праздника.

– Новые форматы работы с гостями-клиентами мероприятия: PR, система скидок, флаеры, гостевые браслеты, сетевой интерактив (напр. Интернет-голосование - пусть народ сам решает что им нужно на этом сабантуе) и пр.

– Каждый Сабантуй это гастрофестиваль/конкурс (возможно между подворьями) по приготовлению и подаче традиционной кухни (в том числе, этнобара с традиционными напитками: кумыз, айран, бал, кумушка и др.).

– Новый формат подворий представляющие собой не столько визуальный объект особенно для рядовых посетителей, а интерактивный, кинестетический объект в качестве этнографических экспонатов и игр. Например, возможность пострелять из лука, соткать ковер, погладить теленка, отчеканить монету и т.д.

— Самое больное место нынешних сабантуев - ты ходишь по жаре с семьей, проходишь мимо красоты юрт и подворий, но не можешь зайти и "зависнуть" там на часа 1,5- 2. И тем более тебя там не будут кормить, если не знакомый председателя.

Они не кормят, даже если ты готов за это платить. Суть предлагаемых изменений в том, что каждая юрта и подворье должны стать пунктом общепита и детской площадкой.

Вы пришли семьей, вы - в юрте или рядом под навесом, кушать настоящую деревенскую еду за умеренную цену, дети - трогать и прыгать по кинестетике.

Сегодня получается странная ситуация: каждый сельсовет бросает все силы, чтобы накрыть у себя стол, который потом по-большому счету портится. А все посетители платят деньги за шашлыки непонятных производителей, поедая все это на пластиковых столах, на корточках или на ходу.

Фото: Яндекс.Дзен

Яңылыҡ авторы: Айбулат Ишназаров
https://yeshlek.rbsmi.ru/articles/ya-yly-tar-ta-ma-y-netu/T-r-tuymi--ll-hali--s-n-abantuymi-38283/
Читайте нас: